Ликвидация ООО: 8 шагов

Ликвидация ООО

Ликвидация ООО – сложный и болезненный процесс. Говоря по-простому – это прекращение любой деятельности организации. Причин для этого может быть масса: от банальных долгов до разногласий между учредителями. Иногда руководители фирмы пытают провести процедуру ликвидации ООО в силу невозможности выплатить накопившиеся долги. В любом случае подходить к этой процедуре надо со всей ответственностью.

Какая бывает ликвидации ООО

Как вы знаете любое юридическое лицо ликвидируется двумя способами:

- по собственной воле,

- по воле третьих лиц.

Из названий понятно, что в первом случае это непростое решение принимается учредителями компании. Во втором случае сделать это понуждают государственные структуры или иные заинтересованные лица. Но в любом случае сама процедура практически идентичная и имеет свои особенности. Мы рассмотрим вариант добровольной ликвидации ООО, так в случае с принуждением, появляются нюансы, о которых мы расскажем чуть позже. Да и закрывают, по статистике, фирмы чаще всего сами руководители.

8 шагов к ликвидации ООО

  1. Принятие решения

Этот шаг говорит вам не просто о том, что вам надо подумать и принять решение закрыть компанию. Свое желание необходимо формализовать. Если вы один учредитель, то просто оформляете надлежащим образом решение, если вас несколько – то протоколируете заседание.

После этого вам необходимо в течение трех дней уведомить о своем решении налоговую инспекцию. В противном случае вам грозит штраф, а он вам сейчас ни к чему! На основании этих документов в ЕГРЮЛ будет внесена запись о том, что ваше ООО находится в стадии ликвидации.

Помните! Вносить изменения в учредительные документы и становится соучредителем других ООО на этой стадии вы не можете.

  1. Назначение ликвидационной комиссии

Обычно состав этого органа довольно прост: юрист, финансист, бухгалтер и кадровик. Назначить комиссию по ликвидации ООО должен учредитель или учредители. Ее состав согласуйте в налоговом органе.

Закон наделяет новый в компании орган довольно неограниченными полномочиями, например, комиссия может представлять интересы компании в суде или распоряжаться финансовыми средствами (при условии, что вы оповестите об этом свой банк). Но столь широкие полномочия полностью подконтрольны – каждый шаг должен быть сопровожден информированием налогового органа.

  1. Публикуем сведения о ликвидации

Отмолчаться о том, что вы больше не работаете не получится. Государство обязывает вас сообщить об этом широкой общественности. Сделать это можно самым простым способом – через публикацию в местных СМИ. Таким образом все, кому должно ваше ООО будут знать об этом и смогут предъявить претензии.

Конечно, писать в стиле: «Все, мы закрываемся!» не стоит. Для таких публикаций есть строгая форма.

  1. Выстраивание отношений с сотрудниками

Когда вы ликвидируете ООО вашими кредиторами выступают и собственные сотрудники. Именно поэтому не радостную весть им стоит сообщить в первую очередь, причем за два месяца. Каждый ваш работник должен поставить свою роспись на соответствующем приказе.

Если у вас большая организация и увольнения будут массовыми, то за три месяца до этого нужно оповестить профсоюз (если он есть в вашей организации). Как только вы оповестили своих работников, такое же сообщение следует передать в службу занятости населения.

На самом деле, ликвидация ООО и последующее увольнение работников дело затратное. Закон в этом случае на стороне людей: вы будете выплачивать им различные компенсации и льготы. Именно поэтому, как только вы приняли решение (не самое формализованное) закрыть свое предприятие, вы должны осознавать какие финансовые затраты понесете. В противном случае против вас начнут процедуру банкротства, которая к ликвидации ничего общего не имеет.

  1. Налоговая проверка и дебиторская задолженность

Вы должны не только своим работникам, сторонним организациям, но и бюджетам разных уровней. Предприятие, которое ликвидируется, должно в обязательном порядке расплатиться с налоговыми органами и внебюджетными фондами. Последние могут назначить, а могут и нет проверку. Зато налоговики должны в обязательном порядке провести выездную проверку. Вы должны быть готовы к ней, поэтому заранее приведите все документы в порядок. Сделать это вам помогут бухгалтер и юрист.

Всех остальных кредиторов, которые узнали о ликвидации ООО, комиссия выстроит в список, в соответствии с которым вы и будете с ними расплачиваться. Если кто-то из них не успел подать заявление в отведенный для этого срок, то он будет поставлен в конец списка.

Откуда брать деньги на все эти выплаты? Конечно, прошерстить своих должников. Возможно кто-то из них все еще должен вам кругленькую сумму или же еще не рассчитался по обязательствам. Конечно, то что вы решили закрыться – не основание для сиюминутного расчета. Но если срок уплаты просрочен, то ликвидационная комиссия обязана провести процедуру взыскания. Не забывайте сводить все данные.

  1. Составляем промежуточный ликвидационный баланс

Как только прошло два месяца с момента опубликования сведений о ликвидации вашей фирмы необходимо составить промежуточный баланс. Этот серьезный финансовый документ имеет определенную форму, которую знает любой бухгалтер. Составляет этот баланс уже созданная нами комиссия, а утверждает учредитель или учредители.

И как обычно, сообщаем об этом факте в налоговый орган. Не стоит забывать и об инвентаризации имущества ООО, которая проводиться на основании ФЗ «О бухгалтерском учете».

  1. Производим расчеты с кредиторами

Настал тот момент, когда по счетам вам придется заплатить живыми деньгами. Но и тут не все просто. Выплаты производятся в следующем порядке:

- граждане, которым компания задолжала платежи по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью,

- граждане, кому положены выходные пособия, зарплата и вознаграждения по авторскому праву,

- бюджет всех уровней, внебюджетные фонды,

- все остальные.

Не хватает денег? Тогда начинается процедура банкротства. Но помните, для погашения долгов все средства хороши – поэтому можно и имущество ООО продавать.

  1. Готовим документы для ликвидации ООО

Одного желания и комиссии мало, чтобы ликвидировать предприятие. Вам стоит собрать следующий пакет документов:

- заявление о государственной регистрации в связи с ликвидацией по форме № Р16001,

- квитанция об оплате государственной пошлины,

- документы, которые бы подтвердили, что все необходимые сведения были переданы в территориальный пенсионный фонд.

Иной раз могут запросить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом, документы, подтверждающие, что все расчеты с кредиторами завершены и справки из ФСС о перечислении положенных выплат.

Случается, что налоговый орган отказывает заявителю в ликвидации ООО. Существует два случая, когда такое может случиться:

1)      Если не выдержан двухмесячный срок для подачи требований от кредиторов (то есть после публикации информации о ликвидации должно пройти два месяца. Раньше ничего не сделать),

2)      Если ваша организация не погасила долги.

В любом другом случае налоговый орган через пять дней поставит вам соответствующую запись в ЕГРЮЛ, и процедура ликвидации будет завершена.

Специалисты компании «Доступная бухгалтерия» окажут необходимую помощь в подготовке документов для закрытия предприятия. Но мы рекомендуем вести бухгалтерский и иной учет в строгом соответствии с законом. И тогда ваше предприятие будет процветать, а вопрос о ликвидации вставать не будет.


Еще материалы по  этой теме: